Свобода передвижения маломобильным людям была доступна не всегда. В первые послевоенные годы инвалиды, например, ездили на четырёхугольных деревянных ящиках. Позже стали появляться дальние родственники отечественных автомобилей. Например, трёхколесная машина с закрытым кузовом. Её скорость не превышала 30 км/ч. Позже были «Газ» и «Москвич». Ещё позже «Ока». Сегодня маломобильные водители могут ездить абсолютно на любом автомобиле и чувствовать себя комфортно.
Андрей Соколов, житель г. Ханты-Мансийска: «В принципе ничем не отличается. Здесь в машине ничего не переделано. Это чешская установка, она просто крепится к сиденью и вот эти две рейки - одна на тормоз, вторая на газ. Ребёнок разберётся. На себя - газ, от себя – тормоз. Машину можно водить любую. До этого был седан - неудобно, я же на коляске езжу. Неудобно, если одному куда-то ехать, а коляска в багажнике, то её не достать».
На дороге Андрей Соколов ничем не отличается от остальных водителей. Его особенность замечают лишь когда он выскакивает из багажника своего кроссовера. А делает он это очень виртуозно.
Происшествие, которое вмиг разделило его жизнь на до и после, не сломало, а научило жить по-другому. Теперь он водит не только автомобиль, но и сани. Они отчасти заменили ему велосипед. Говорит, управление одинаковое. Андрей Соколов успешный следж-хоккеист, нападающий югорской ледовой дружины. Неоднократно он защищал честь страны на международных турнирах.
Опыт и уверенность в себе - и вот уже автопутешествие на море, за несколько тысяч километров не страшно, и пятаки на дороге покрутить охота.
«Честно я хотел пошалить на этой машине, зимой, когда только купил - позволяет двигатель, позволяет мощность. Выключил все стабилизации, всё, выехал в поле, но она не дает шалить. Все эти помощники и она даже в занос не пошла. Я пыркал, пыркался и всё короче», - рассказывает Андрей Соколов.
Скорость, движение, адреналин. Без автомобиля Дмитрий Бичуков свою жизнь не представляет. Но почти 17 лет он мечтал о том, как сядет за руль. Тогда в Югре просто не было автошкол, где учили особенных водителей.
Дмитрий Бичуков, житель г. Ханты-Мансийска: «Когда я учился в Сургуте была первая экспериментальная группа, и купили два автомобиля - на механике и на автомате. Когда только получил права, все звонили: «Дима, надо съездить!». Я - всё, вперёд поехали. Постоянно ездил везде. Сейчас уже не так».
Сейчас Дмитрий и сам не прочь преподать урок хамоватым водителям: «Я ехал из Сургута в Ханты-Мансийск на прошлой машине, она была высокая и человеку показалось, что я ехал на дальнем. Я его догоняю, переключаюсь на ближний, а он думал что я на дальнем. После того как я его обогнал он врубил на дальний. Это было перед постом. Я его пропускаю, пристраиваюсь и врубаю дальний. Он хотел уйти от меня, но у меня лошадиных сил достаточно было, он уехать не смог. Вот до Ханты-Мансийска, километров 20 мы так ехали. Думаю, он научился. Часто приходится ругаться когда паркуются на парковке для инвалидов. Некоторые с пониманием относятся и извиняются, а некоторые встают прям в позу».
На дороге все равны - уверены водители. И вовсе неважно есть на твоей машине знак отличия. Будь то начинающий автолюбитель или инвалид - главное быть вежливым и соблюдать правила движения.