Уже более восьми лет Дилара Радиковна трудится на благо альма-матер. Добившись карьерного роста, выпускница СурГУ не останавливается на достигнутом, ведь человек велик трудом. Она постоянно повышает свою профессиональную квалификацию: занимается самообразованием, участвует в различных конкурсах, семинарах, форумах. Ее пытливый ум и неутолимая жажда познания чего-то нового для применения образовательных тенденций в учебной и внеучебной практике снискали авторитет и уважение среди коллег и студентов. Дилара Радиковна сейчас преподает студентам дисциплину «Теория финансовых вычислений». К тому же, будучи сотрудником Регионального ресурсного центра повышения финансовой грамотности, Шайхутдинова формирует у педагогов Югры экономические компетенции.
С приходом цифрового мира происходит трансформация традиционного классического подхода к обучению. Теперь целью обучения является не только вооружение знаниями и накопление их. Формирование умения действовать со знанием дела – вот, что становится первостепенным в современном образовании.
Мировоззрение и поведенческие особенности обучающихся поменялись. Для удержания внимания мобильного поколения преподавателю необходимо применять интерактивные методы обучения. Только с их помощью студенты из пассивной роли переходят в активную.
Какие же методы использует Дилара Шайхутдинова в своей преподавательской деятельности, обучая «цифровое поколение»?
«На занятиях я делаю акцент на такие интерактивные методы обучения, как case-study, круглый стол, деловые игры, дискуссии, метод проектов, портфолио, спарринг-партнерство, web-квест и др. Студентам приходится учиться взаимодействовать не только с преподавателем, но и с одногруппниками. Уметь организовать работу, распределить роли в команде, координировать свои действия с остальными, выполнять групповые задания, публично представлять и защищать полученный результат. Я учу студентов визуализировать информацию посредством скрайбинга. Такая технология позволяет решить сразу две задачи. Во-первых, за счет одновременного воздействия на слух, зрение, воображение и включения ассоциативной памяти она позволяет получить понимание и запоминание. Во-вторых, студенты учатся кратко и наглядно представлять свои мысли.
Еще одним интересным методом экспресс-презентации идеи, проекта и самопрезентации является Elevator Speech («лифтовая презентация»). Суть заключается в том, что за 60 секунд студент должен донести до воображаемого человека свою идею, заинтересовать ею и получить содействие для ее реализации» – делится своим опытом Дилара Радиковна.
В своей работе она часто использует образовательные web-инструменты – виртуальные доски для групповой работы, онлайн-игры, документ-сервисы, онлайн-квизы и тесты, ленты времени, онлайн обучающие сервисы коммерческих банков и др. Например, для актуализации полученных знаний Дилара Радиковна использует специальный web-инструмент «Mentimeter». С помощью этого сервиса преподаватель выясняет реакцию участников на обсуждаемые темы, получая обратную связь в виде облака анонимных ответов. Таким образом, она проводит интерактивные опросы по изучаемой теме, узнает о вовлеченности аудитории, получает отзывы на доступность и достаточность применяемых методов обучения.
При этом дифференцированное обучение экономист реализует на паре за счет ролевого разграничения функций обучающихся при выполнении заданий. «Я делю всех студентов на мини-группы. Внутри группы распределяю роли – ментор и менти. Студенты, которые быстро осваивают материал, обладают лидерскими и ораторскими способностями, получают роль ментора. Их задача – помочь менти (подопечным студентам) решить или выполнить задание, проконтролировать процесс освоения материала. Менти по результатам такой работы защищают результаты коллективной деятельности. В рамках самостоятельной работы я применяю LMS Moodle. Для закрепления пройденного материала в системе Moodle предлагаю тесты, викторины, задачи и др. А для углубления знаний и навыков формирую задания разных форм. Например, проанализировать на основе видеоматериалов (интервью, форумов, видеолекций) суждения представителей органов государственной власти и соотнести их со стратегическими документами. Или с помощью специальных сервисов провести web-аналитику. Я постоянно учусь новому, чтобы студентам было интересно и полезно на парах, они тоже многому меня учат» – говорит Дилара Радиковна.
Шайхутдинова подчеркивает, что важным элементом в преподавании является сопровождение процесса самообучения и саморазвития студентов. Именно поэтому она налаживает в социальных сетях деловое наставничество. То есть создает специальную группу, где студенты обмениваются мнениями о событиях новостных лент в области экономики, делятся опытом собственного исследования, формируют команду для участия в конкурсных мероприятиях.
Несмотря на колоссальную загруженность, Дилара Радиковна признается, что очень любит свою работу. Она находит время на семейный быт и воспитание девятилетнего ребенка, участвует в хобби мужа – автотюнинге (способ модернизировать, улучшить и оптимизировать внешний вид автомобиля – прим. авт.), увлекается изучением языка жестов, нумизматическим собирательством, педагогикой, часто на досуге смотрит вебинары для повышения личной эффективности, много читает и в ближайшее время стремится освоить скорочтение и скоросчет.