"Небо одно на всех"
«Лучший телесюжет (или телепередача) по освещению темы гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Югре»
Автор: Максимов Константин Владимирович
Зима этого года. Сургут. Перекрёсток Югорской и Мелик-Карамова. Местная жительница по своему выражает почтение статуе буддисткой богине - зелёной Таре. Это уже второй её визит. Первый завершился тем, что она оставила вот такую записку.

Предупреждаю вас последний раз! Уберите это... отсюда немедленно! Россия православная страна! Бегите отсюда! Иначе вымрете, как мамонты!))

От слов женщина перешла к делу. К счастью, её запала хватило только на трещину в стекле. Сургутянкой занялась полиция, и вскоре выяснилось, что она состоит на учёте в психоневрологическом диспансере.
Этот случай вряд ли можно считать симптоматичным. Хотя, не исключено, что мнение этой женщины разделит немало других югорчан. А стоит ли?

Константин МАКСИМОВ, журналист
До сих пор многие на полном серьёзе уверены что Россия страна только православная. И точка. Забывая о том что наше государство всегда было как многонациональным, так и многоконфессиональным. И долгие годы на её территории прекрасно уживались представители самых разных религий. Как это было. Разберёмся в вопросе по сути.

Буддизм - одна из трёх официальных религий мира. Причём старейшая. И, как утверждают её представители, на земле нынешнего округа появилась много веков назад. Раньше всех прочих верований.

Альберт ЛЕОНОВ, председатель сургутского представительства буддистской общины Сукхавати
Доказательством, обоснованием этого является находка на Барсовой горе. Так называемая кулайская птичка. Это древнейшее изображение бога Гаруда. Как всем известно, буддизму более 2600 лет. До Будды в Тибете был ещё один Будда — Будда Шакимони. И была такая религия, сейчас её называют традиция Бон. А потом буддисты отсюда ушли, кулайская культура отсюда ушла. Но местные жители не знали первоисточник буддизма, и они взяли то, что им роднее всего. Поклонение стихиям, воде, ветру, воздуху. У нас ленточки одного и того же цвета, мы вешаем на деревья и они вешают на деревья. У них святые места, и у нас святые места.

Принимают ли такие доводы ханты и манси - знают только они сами. Видимо, это тема для отдельного научного исследования. Впрочем, верования обских угров ни к одной из мировых религий не относятся.
Однако, стоит отметить, что определённое сходство, во всяком случае, для человека непосвящённого, всё-таки есть.

Альберт ЛЕОНОВ, председатель сургутского представительства буддистской общины Сукхавати
Зелёную Тару охраняют защитники местности. Можете спросить — ханты более подробно о них расскажут. Сама Тара освобождённое существо — она не несёт зло. Она добро только несёт. А вот защитники могут. Было раз люди пытались здесь сфотографироваться, телефон перестал работать. Сперва камера не могла настроиться, а потом батарея сдохла.

Учёта членов общины никто не ведёт. Для буддистов в этом нет смысла. Как и в любой конфронтации с другими религиями.
Статистика гласит - буддистами себя считают почти 6 процентов россиян. В их числе - не только калмыки, буряты и тувинцы. В последнее время неофитами всё чаще становятся люди, причисляющие себя к славянам. А также кавказцы. Возможно, разгадка в особой философии. Или - простоте общения с высшими силами. Прокрутил барабан со стопкой молитв внутри - вот и всё. Поговорили.

В каждом барабане такая стопка молитв?
В каждом. Эти барабаны металлические привезены с Тибета. С одного из монастырей тибетских. А эти — крумканский дацан, Бурятия.

Вторая из мировых религий, которая появилась на земле округа... нет не христианство - ислам. Сначала сюда его принесли купцы из Волжской Булгарии. Затем их пальму подхватили торговцы и миссионеры из Золотой Орды, частью которой стала Югры. Ну и закрепилось всё во времена Сибирского ханства.

Салават СИТДИКОВ, имам-хатыб мусульманской религиозной общины Нижневартовска
Ислам уже присутствует давно, потому что представители тех национальностей, которые здесь проживают, они довольно таки долго в нашем округе. Поэтому история ислама в нашем округе она тоже немаленькая.

С приходом Ермака ислам перестал быть главной религией Югры. И долгие годы возвращался только набегами. Вместе с кочевыми казахами и киргизами.
Пока, во второй половине прошлого века, не началось нефтяное освоение. Активное участие в разработке недр принимали выходцы из Азербайджана, а так же татары. Правда, были ли они мусульманами в полном смысле этого слова, история умалчивает. Доподлинно известно  лишь то, что они были советскими гражданами.
После распада СССР соцзаказ на религию возродился. А с появлением спонсоров к небесам потянулись минареты мечетей.
Возможно, кому-то это не нравится. Но приверженцы ислама, а таких сейчас - 11 процентов жителей Югры, заверяют - главная их цель - спокойно молиться и не мешать жить другим.

Салават СИТДИКОВ, имам-хатыб мусульманской религиозной общины Нижневартовска
По своим убеждениям, если мы проповедуем, и стараемся придерживаться своих норм, то других тоже не осуждаем, и относимся хорошо. Разве что мы не одобряем сектанские течения, что касается христианства, православия, иудаизма, то эти религии тоже от бога, поэтому мы относимся в общем-то хорошо.

Многие путают традиционный ислам с разного рода экстремистскими сектами, которых в последние годы расплодилось немало. В них, в ста случаях из ста, и состоят страшные и ужасные террористы. Кстати, именно для того чтобы молодёжь не запуталась, и строятся мечети. Как например эта, в Нижневартовске. Которой предстоит стать крупнейшей в округе.

Салават СИТДИКОВ, имам-хатыб мусульманской религиозной общины Нижневартовска
Я думаю если молодёжь будет изучать традиционный ислам, который мы несём, преподаём его, это поможет оградить от влияния вербовщиков каких-то, радикальных сект, которые в основном пользуются неграмотностью. Они преподносят свои учения как ислам. А если молодёжь будет иметь представление, она поймёт что эти учения  не соответствуют традиционному исламу.

Православное христианство, которое сейчас исповедует почти 40 процентов жителей, появилось в Югре в конце 16-го века, при Иване Грозном. Хотя, конечно, её носители наведывались сюда и раньше. В основном за пушниной. Причём добывали её как торговлей, так и грабежом. И вели себя порой, как бы это помягче сказать - не совсем красиво. Кстати, во многом поэтому некоторые историки берут на себя смелость сравнивать сибирских первопроходцев ни с кем нибудь, а с испанскими конкистадорами. Мол, и те и другие особо не деликатничали. Однако другие знатоки истории, в том числе и православные, с таким сравнением категорически не согласны.

Вячеслав АТАМАНЕНКО, иерей Соборного храма святителя Алексия Московского, г. Нягань
Миссия христианизации Сибири была не такой насильственной, как нам пытаются сейчас сказать. Мы знаем что князья крестились добровольно, местные. А завоевания конкистадоров, оно носило меркантильный интерес. То есть золото. И те кто противился вырезались. Поэтому сравнивать завоевания конкистадоров с христианизацией Сибири мне кажется не совсем корректно. Были конечно, не столько насильственные методы, сколько чисто материальные.
Выплачивались деньги, давались отрезы полотна, что было тогда дефицит. От налогов освобождались, те люди, которые крестились, но вот случаев физического насилия, уничтожения тех, кто не хотел принимать веру христианскую, я не встречал.

Кстати, в официальной истории Югры, после прихода на её земли православия, не отмечено ни одного более или менее крупного конфликта на религиозной почве. Мелкие шероховатости в расчёт можно не брать.

Вячеслав АТАМАНЕНКО, иерей Соборного храма святителя Алексия Московского, г. Нягань
Были конечно, противостояния инициированные местными жрецами языческими. Мы знаем что в святителя Филофея Лещинского стреляли. Но человек который в него стрелял, стал потом... если не близким другом, то, по крайней мере, жалел, что стрелял в него. И как таковых межрелигиозных конфликтов не было.

Нет никаких причин для конфликтов и сейчас. Исповедовать другую религию, переходить из конфессии в конфессию, и даже совсем отказываться от веры - никто не запрещает. На то она и свобода совести.

Вячеслав АТАМАНЕНКО, иерей Соборного храма святителя Алексия Московского, г. Нягань
Мы понимаем, что все сюда пришли... это не совсем наша Родина, с одной стороны. С другой стороны — Россия наш общий дом. И делить кого-то на католиков, православных, буддистов, мусульман, иудеев не совсем правильно. Потому что все мы сыны России, мы все её дети.

Кстати, возможно, многие не в курсе, но в округе благополучно проживают представители других христианских течений - протестанты и католики. В Сургуте у них даже есть свой храм и приход. По будням тут порой бывает пусто, зато по выходным - всегда полно народу. Окормлять паству, которой с каждым годом становиться всё больше, в 14-ом году сюда приехал священник из Польши.

Марэк ЯЩКОВСКИ, настоятель Римско-католической церкви Святого Иосифа Труженика
Есть люди которые приехали с разных республик Советского союза. В основном Украина, Белорусь. Есть и с Казахстана. Много армян. Много католиков, которые с самой России приехали.

Но и в этом случае нельзя сказать, что католики и протестанты пришли на пустое место. Вспомнить хотя бы историю освоения Сибири. 17-го - 18-го веков. А заодно тех, кто впервые начал описывать её богатства с научной точки зрения. Например, Юрия Крижанича и Даниэля Мессершмидта. Это только два имени, а их десятки. В общем, западные христианские течения для Сибири в какой-то мере, можно назвать религией науки.

Марэк ЯЩКОВСКИ, настоятель Римско-католической церкви Святого Иосифа Труженика
Если бы исследовать, как давно католики на этой земле, то оказывается давно уже. Трудно сказать что прямо они участвовали в исследовании, прямо католиками, но если приехали, то приехали.

И всё-таки один конфликт, который мог иметь религиозный окрас, на югорской земле был. В этом, во всяком случае, уверен Николай Седов,  писатель, профессор, много лет посвятивший изучению гражданской войны в Западной Сибири. Печально знаменитое антибольшевистское восстание 21-го - 22-го годов прошлого века.

Николай СЕДОВ, писатель, г. Омск
Именно тогда рушились церкви. Это начало 20-ых годов, до конца 30-ых. Именно тогда взорвали храм Христа Спасителя в Москве.

Жестокости, которые тогда творились, трудно поддаются описанию. Такое бывает только когда разом ломаются все скрепы. Николай Седов отдал этому значительную часть жизни. Чтобы люди знали, помнили, и никогда больше не допустили подобного.

Николай СЕДОВ, писатель, г. Омск
Вешали на баржах. Баржи тогда были без двигателей. Пускали посредине Иртыша. Как они говорили, бабушки эти дедушки, от сорока до ста повешенных. Баржи смерти прибивало течением к берегу, деревень было много,  их заставляли выталкивать эти баржи на середину Иртыша, потом Оби. А вонь была страшная. Если вы хоть раз разложившийся труп, слышали, видели, это жутко было. А следующие деревни снова поднимались, снова баржу на середину. Это было сделано для устрашения, по всему Обь-Иртышскому северу, чтобы больше не восставали.

Верить сегодня можно во всё что угодно. Законы это не запрещают. Главное, не путать настоящую религию с её суррогатами, которых в последнее время появляется всё больше. Кардинальное отличие между ними одно. Истинная религия всегда учит жить в мире с другими людьми и уважать их мировоззрение. Ведь небо, как известно - одно на всех.
Аннотация к файлам
Название СМИ
ОТРК "Югра"
Наименование источника, в котором транслировалась конкурсная работа
Окружная телерадиокомпания "Югра"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Текст работы в формате Word
ПО СУТИ Небо одно на всех.odt, 0.03 Мб
Письмо - подтверждение от руководителя сми о сотрудничестве с участником конкурса
справка001.pdf, 0.17 Мб
Информация
ЮГОРЧАНЕ — СРЕДИ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА «ПАНАЦЕЯ»
29 мая 2023 0
Подведены итоги XIII Всероссийского конкурса региональных средств массовой информации «Панацея».
29 мая 2023 0
Традиционный медиафорум в шестнадцатый раз пройдёт в Югре
28 ноября 2022 0
Журналисты, руководители СМИ, блогеры Ханты-Мансийского автономного округа 1 декабря соберутся на традиционный форум «Информационный мир Югры».
28 ноября 2022 0
В Ханты-Мансийске пройдёт форум «Информационный мир Югры»
25 ноября 2022 0
В Ханты-Мансийске проведут ежегодный форум «Информационный мир Югры». Главное событие медиасферы региона пройдёт 1 и 2 декабря.
25 ноября 2022 0
Сотрудникам СМИ из Югры вручат подарки за вакцинацию
1 ноября 2021 0
Розыгрыш подарков «Мы за здоровое сотрудничество!» организовали сотрудники окружной телерадиокомпании «Югра» и автономной некоммерческой организации содействия информационно-просветительской деятельности «Югорский Свет».
1 ноября 2021 0
В Югре стартовал прием работ на ежегодный конкурс «Журналист года»
28 октября 2021 0
Ежегодный творческий конкурс «Журналист года Югры»
28 октября 2021 0
Общественная палата РФ ищет лучших медиаволонтеров на конкурсе «Узнай Россию»
20 октября 2021 0
Члены Общественной палаты Российской Федерации объявили всероссийский конкурс на лучшего медиаволонтёра в сфере культуры, а также приглашают всех желающих принять участие в краеведческих викторинах и онлайн-концерте, посвященных достопримечательностям пяти неповторимых регионов России.
20 октября 2021 0
Журналистов и блогеров Югры зовут на конкурс журналистских материалов о мамах особенных детей
11 октября 2021 0
Югорских журналистов и блогеров приглашают на конкурс Общероссийского народного фронта #про_нее.
11 октября 2021 0
Югорских журналистов приглашают принять участие во Всероссийском конкурсе «Экономическое возрождение России»
26 января 2021 0
Ежегодный всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России» проводит союз торгово-промышленной палаты Югры и союз журналистов России.
26 января 2021 0
Лучших журналистов Югры наградила губернатор автономного округа
14 января 2021 0
13 января состоялась торжественная церемония вручения наград конкурса профессионального журналистского мастерства «Журналист года Югры-2020». 
14 января 2021 0
В Югре стартует приём заявок на медиа фестиваль «Вышка»
21 декабря 2020 0
«Вышка» - это фестиваль пилотных серий новых сериалов, скетчей, шоу, анимации и синопсисов молодых авторов индустрии.
21 декабря 2020 0