Нижневартовские общественники реализуют уникальный проект для детей с ментальными нарушениями (РАС).
Из дачного детства у Ирины Дилюхиной осталось тягостное воспоминание о том, как каждый день по базару ходила пожилая женщина с коляской и везла в коляске дочь, взрослую уже девушку с церебральным параличом. Торговцы давали им кто яблоко, кто кусочек сала, кто намажет мед на хлеб - тем они и жили. Тогда, тридцать лет назад, Ирина думала, будто нет ничего страшнее, чем быть матерью ребенка с инвалидностью. А теперь вот он - ее Илюша: двенадцать лет, церебральный паралич, эпилепсия. Он плохо видит, и поэтому ему нравятся сильные раздражители зрительного нерва, например, солнце.
Пока только две команды (подзаголовок)
- Когда рождается такой ребенок, первая мысль, за что? Спустя какое-то время, у меня на это ушло больше двух лет, ты не смиряешься, а принимаешь ситуацию. В такие моменты нужна психологическая поддержка, прежде всего, родителям. Нам, а не детям, простите, нужно голову на место ставить. Только некому, как правило. В Нижневартовске, грех жаловаться, деткам оказывается неплохая медицинская помощь. Но этого мало. Хорошо, что хоть в последние годы в городе начали появляться центры для детей с особенностями развития здоровья, например, «КаДиКу». Кстати, вы слышали о том, что его специалисты запустили уникальный проект «Футбол для всех». У них мяч гоняют те, кто по заверениям некоторых медиков никогда не сможет работать в команде, - говорит Ирина Викторовна.
Новость, надо признать, заинтересовала. Оказывается, в августе центр социализации и реабилитации людей с ограниченными возможностями «В Зазеркалье» совместно со спортивной школой «ЮНИОР» и центром для детей с особенностями развития здоровья «КаДиКу» запустили проект «Футбол для всех». Пошли смотреть, как проходят тренировки.
- Мы набрали две команды детей с ментальными нарушениями и признаками расстройства аутистического спектра. Всего пока занимается 12 человек. Тренеры нашли подход к каждому ребенку, тем более, на тренировки приходит наш человек – тьютор, который всегда поможет. Теперь ребятишки получают спортивный опыт и навыки командной работы. Мы уверены, что все это пригодится им в дальнейшей жизни, - рассказывает Жанна Троценко, руководитель центра для детей с особенностями развития «КаДиКу».
Как показали первые занятия, проект востребован. Тренировки детвора не пропускает. Важный момент: они бесплатные.
- Мы выиграли грант губернатора Югры. Полученные средства пойдут на тренировки, покупку формы. А в конце обучения нас ждет настоящий футбольный матч, - продолжает Жанна.
Кто на воротах? (подзаголовок)
Хотим пояснить: ментальное нарушение психического развития – это медицинский термин, который включает в себя большое число самых разнообразных диагнозов. Ментальный инвалид - стигма, получить которую ребенок может с самого своего рождения, и подтверждать либо опровергать ее приходится, порой, всю жизнь. Дети с абсолютно разными возможностями, с разной обучаемостью вынуждены бок о бок осваивать одну и ту же усредненную программу. Родители, дети которых нуждаются в коррекционном обучении, замалчивают проблемы из обоснованного страха, что на ребенке поставят клеймо, будут дразнить и унижать. Между детьми с ЗПР и умственной отсталостью общество иногда ставит знак равенства.
- Мой Никифор ходил сначала в обычный детский сад. Но нас очень настоятельно попросили перевестись в специализированный. Аргументировали это тем, что не смогут дать ребенку соответствующее образование. Пришлось переходить. А мы продолжаем бороться за сына, - рассказывает Альмира Бегленок.
Замечаю, что пока разговаривала с Альмирой, один из начинающих футболистов выбыл из игры. Им оказался семилетний Тимофей Ярославцев.
- Не играю, - односложно говорит он маме.
- Тимофей, а у тебя есть друзья? – интересуюсь я.
- Дети.
Его мама Снежанна Ярославцева подключается к беседе: «Он у нас умеет читать, писать, считать. Постоянно возим его на реабилитацию. У нас в городе можно пройти подобный курс лишь раз в год. Этого мало. Очень мало. Вот и приходится за собственные деньги ездить по стране».
Ясно и кратко (подзаголовок)
- С детьми, у которых ментальные нарушения и признаки расстройства аутистического спектра, многим (педагогам, воспитателям, соцработникам) тяжело работать. Они не понимают, что порою ребенку одно и то же надо повторить несколько раз. Предложения должны быть краткими и понятными. Например, «пойдем гулять» или «ты хочешь пить», - поясняет Жанна Троценко, руководитель центра для детей с особенностями развития «КаДиКу».
Все мамы будущих чемпионов отмечали, что их дети впервые приступили к настоящим спортивным занятиям. Им важно научиться работать в команде, научиться слышать других людей. И первые тренировки показали – это возможно!
-Вначале было сложно. После первых двух тренировок морально вымотался. Без помощи тьютеров вряд ли бы справился. Настроение ребят может быстро поменяться. И вот здесь помощь мне, как тренеру, просто необходима. Тьютеры объясняли, насколько важен тактильный контакт, то есть иногда надо не только сказать: поверни корпус направо, но и показать. Говорить следует, как можно проще и лаконичнее. Для меня – это колоссальный опыт. Но главное удовольствие получаешь, когда видишь результат. В настоящий футбол мы сыграем, теперь я в этом уверен, - говорит Виталий Ивойлов, тренер спортивной школой «ЮНИОР».
Нам нужен спорт! (подзаголовок)
- Мой ребенок не вполне «особый» и не вполне соответствует общепринятым нормам развития. Реабилитацию моего «пограничника» можно сравнить с игрой в тетрис, собираешь замысловатые детали в линию, и она исчезает. Сначала обозначается проблема, потом ищутся причины, способы решения, и в итоге поставленный вопрос так или иначе закрывается. Иногда не до конца, - говорит Мария мама пятилетнего Илюши Комарова.
Мальчика отдали в садик в 1,5 года, и только здесь воспитатели и психолог отметили, что у малыша есть проблемы. Предлагали уйти в специализированное дошкольное учреждение.
- Но зачем нам делать шаг назад? Не согласились. И, как показала практика, хорошо сделали. Сейчас у нас сложились хорошие отношения с воспитателями и детками в группе . Единственное, о чем мы мечтали это о занятиях спортом. Но таких деток нигде не берут, возможны лишь частные занятия, а это очень дорого, - делится проблемами Мария.
Между тем к нам подбежал Илюша. Он герой. Его тренировка прошла на «5+», и это головокружительная победа. А его мама знает теперь, что вот у нее подрастает сын, у которого есть вполне обычное будущее. И в школу он пойдет обычную…
В тему
В Югре стартовал второй конкурс на предоставление грантов губернатора на развитие гражданского общества в 2019 году
Между некоммерческими организациями будет распределено 48 миллионов рублей.
Заявки на участие принимаются до 7 сентября фондом «Центр гражданских и социальных инициатив Югры» .
Организация вправе представить не более одной заявки на участие в конкурсе по каждому направлению. Срок реализации проекта (в части деятельности, на осуществление которой запрашивается грант губернатора) не должен превышать 1 год 6 месяцев со дня, следующего после предоставления гранта.
Напомним, на первый конкурс на гранты губернатора было направлено 386 инициатив – 70 из них получили финансовую поддержку в размере 52 миллионов рублей.
Мария Субботина.
Дата выхода материала
20.08.2019
Название СМИ
Газета "Местное время"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Тираж издания и территория распространения (для печатных СМИ)
7800