«К сожалению, приходится признать то, что сегодня в религиозном мире происходитневероятной мощности информационная атака на сознание человека со стороны псевдорелигиозных организаций, - говорят представители традиционных конфессий.–Мы столкнулись с очень умелыми, грамотно выстроенными искажением и подменой понятий, образов, смыслов. Все это – манипуляция чувствами верующих людей».
На первый взгляд, эту сложную и неоднозначную проблему решить нельзя. Сложность ее заключается в том, что для каждого человека тема веры, религии -это что-то свое,личное. Кореньрелигиозного объединения - единая общая вера. Если ее нет, неизбежны раздоры и разногласия. Ведь где царит конфликт, там рождается ненависть. Поэтому, считают священнослужители, одна из главных задач традиционных религий –воспитывать в людях уважительное отношение к правам и свободам человека, стремление к межэтническому миру и согласию, готовность к активному диалогу и взаимодействию культур.
О том, как решается данная задача в Лангепасе, мы побеседовали с настоятелем прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» отцом Евгением Чебыкиным и имамом-хатыбом Соборной мечети Лангепаса ФаилемхазратомСалиховым.
Радикализм – экстремизм – фанатизм – терроризм - звенья одной цепи.
Журналист:
- Как вы считаете, какая группа людей больше всего подвержена экстремистскому влиянию?
Отец Евгений:
- Большинство родителей считает, что главные задачи, стоящие перед ними при рождении и воспитании ребенка, это материальное обеспечение, дать ребенку кров, забота о здоровье, иногда - совместный досуг. К сожалению, с последней задачей не все обстоит благополучно. Как правило, родители оправдываются тем, что большую часть времени они вынуждены работать, дабы обеспечить достойную жизнь. Поэтому на общения с ребенком у них не остается ни сил, ни времени.
Молодые же люди, в свою очередь активны, мобильны, не обременены семейно-бытовыми заботами, в постоянном поиске себя, чего-то значимого, нового и интересного. Именно поэтому несформированная личность, в силу психологических и возрастных особенностей, более внушаема, доверчива и эмоционально нестабильна и, соответственно, является удобнойдля экстремистских и деструктивных организаций.
Фаиль хазрат:
- Кроме того, что молодые люди действительно уязвимы больше других, они лидируют в использовании Интернета. В то же время из-за юного возраста подросток еще не научился фильтровать получаемую информацию и распознавать, полезна ли и безопасна ли она.
Учитывая это, деструктивные и радикальные организации используют Интернет для обработки юных умов и вербовки всё новых адептов. Представители этих организаций сначала входят в доверие, формируют у молодого человека чувство безопасности, комфорта, иллюзию «понимания» при общении. Потом потихонечку начинают манипулировать им, убеждать в своих экстремистских взглядах, подавая свои идеи под маской патриотического или религиозного воспитания. Религиозные экстремисты прикрываются верой, а в действительности они далеки от нее. Между тем никто не вправе самостоятельно выносить приговор и распоряжаться жизнью другого человека. Тем более вовлекать его в грех убийства, включая самоубийство.
Журналист:
- Можно ли все же обезопасить молодое поколениеот воздействия идеологии экстремизма и терроризма? И как, какими методами и способами?
Отец Евгений:
- Чаще всего, взрослый человек – консерватор. Это означает, что он создаетсвою зону комфорта и не желает из нее выходить. Современный же молодой человек хочет чего-то нового, того, что вызывало бы у него интерес, бурю эмоций. Поэтомумы, взрослые, в том числе и священнослужители, должны отходить от устоявшихся штампов, должны взглянуть на мир глазами подростка. И, исходя из того, как он видит мир, предлагать ему что-то, что позволит найти достойное применение его активности. Например, если он хочет послужить высокой цели – мы должны предоставить ему такую возможность. Возьмем ту же добровольческую деятельность. Работы в этом направлении на самом деле непочатый край. И если подросток чувствует потребность помочь кому-то, нужно это правильно организовать, направить его усилия в нужное, полезное русло.У молодых задор, сила, эмоции, желания, а у нас опыт, шишки и синяки.
Журналист:
- Говоря «мы, взрослые», кого вы имеете ввиду в первую очередь, родители, педагоги, общество, государство, духовенство?
Отец Евгений:
- Под местоимением «мы» я подразумеваю все то здоровое, что в нашем обществе присутствует, все те силы, которые обладают здравым смыслом, творческим потенциалом, которые могут позитивно влиять на ситуацию, мировоззрение. Церковь, мечеть, администрация города, правоохранительные органы, образовательные, молодежные учреждения, организации патриотической направленности, общественность, предприниматели, все те, кому небезразлична судьба человечества. Мы – это всеобъемлющее понятие. Мы – это все вместе.
Журналист:
- А как, на ваш взгляд, необходимо действовать, чтобы обезопасить молодежь?
Фаиль хазрат:
- Многое в этом вопросе зависит именно от взрослых, от их настроя, их внутреннего содержания. В исламе мать и отец считаются главными людьми в жизни человека. Ребенок воспринимает мир через призму того, как живет его семья. Если он видит, что отец, мать молятся, начинает им подражать. Родители должны привести ребенка в мечеть, чтоб он получил верные знания об исламе от имама. Они должны понимать, что от других он может услышать неправильные вещи, поверить и принять их.
Главной причиной возникновения «крайних» взглядов у верующих людей можно назвать и то обстоятельство, что обычный человек не обладает знаниями о сути самой религии. Человек же, знающий Истину, умеет противостоять нападкам различных сект и проявлениям экстремизма.
Каждому из нас необходимо проявлять больше ответственности. А лучшей профилактикой экстремистских настроений в обществе является уважительное отношение к окружающим людям, культуре и религиозным особенностямдругих народов.
Журналист:
- Как строится профилактическая работа в православном приходе и в Соборной мечети?
Фаиль хазрат:
-Мы регулярно общаемся со школьниками, студентами, информируем их об уголовной ответственности за экстремистские и террористические деяния. Объясняем, что бездумные репосты, лайки, комментарии в Интернете несут опасность пропаганды экстремизма и терроризма. Человек не подумал и распространил какую-то информацию, чего никак нельзя было делать. А суд не принимает во внимание, что человек просто не владел информацией и о чем-то не догадывался. Незнание закона не освобождает от ответственности – вот основной фактор. Об этом необходимо помнить!
Многие наши мероприятия направлены на воспитание культуры межнационального согласия, на воспитание толерантности. Традиционные религии, ислам и христианство в первую очередь, должны формировать духовно-нравственную атмосферу этнокультурного взаимоуважения.
Отец Евгений:
- У нас регулярно проводятся богослужения, на которых мы читаем проповеди на самые разные темы. После богослужения человек может исповедаться: покаяться в совершенных грехах, поделиться своими сомнениями. И вместе мыпопытаемся найти пути решения его проблем. Кроме этого, у каждого православного священнослужителя есть пасторский час - в назначенное время человек может прийти к нему на подробную исповедь.
Особая миссия в профилактике экстремистских проявлений и идеологии терроризма отводится учреждениям образования, Центру по работе с детьми и молодежью «Фортуна», средствам массовой информации. При нашем храме работаютвоскресная школа, общественное движение «Югра молодая православная», православный лагерь «Покров» и военно-патриотический клуб «Ратник». Мы тесно взаимодействуем с Центром социальной адаптации имени Серафима Саровского, который помогаем людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Все эти площадки мы используем для того, чтобы рассказывать о Божьих заповедях, любви к Богу, нравственности, вечных человеческих ценностях и человеколюбии.
Особое значение в нашем просветительском деле имеет индивидуальная, как сейчас говорят, адресная, работа. Кроме исповедей, если человек обратился к нам за помощью, мы с радостью поможем ему духовно, физически и материально,посодействуем в адаптации к новым условиям.
Фаиль хазрат:
- Мы, представители традиционного ислама, тоже работаем в составе муниципальной системе профилактики и, как наши православные коллеги, постоянно проводим разъяснительную и социальную работу с людьми, которые обращаются к нам за помощью. Мы никого не оставляем своим вниманием и попечением. Так велит наша религия.
Журналист:
- Благодарю вас за обстоятельный разговор.
Название СМИ
Городская общественно-политическая газета "Звезда Лангепаса"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета