Рыбью кожу Мария Манкевич выделывает вручную, по технологии народов Севера. Снимает шкуру, сушит, а потом разминает: она должна стать мягкой, как замша. Но сберегая традиции, мастерица всё же идёт в ногу со временем.
Каждая вещь Марии Манкевич - дизайнерская находка. Изделия из кожи сёмги и форели сразу приковали к себе взгляд на подиуме. Впрочем, это не только красиво, но и практично. Одежда из рыбьей кожи защищает от ветра и дождя, к тому же она прочная.
Манкевич.jpg Мария Манкевич, мастерица, г. Ханты-Мансийск: «Я начала с себя, интерес же был глубокий. Сшила для себя куртку, носила её год, два. Я поняла, что можно в этом ходить, это практично. Когда стояла на улице, люди пытались меня потрогать».
Творческие поиски начались 15 лет назад. И не закончились до сих пор. Мастерица даже придумала свой рецепт краски для кожи. Новых творческих задумок тоже хоть отбавляй. Свои изделия она будет украшать не только вставками из рыбьей кожи, но и профессиональной машинной вышивкой.
А вот Галина Шиянова прекрасно обходится без швейной машины. Достаточно самой обычной косы. Но это для выделки оленьей кожи на кисы. Она снимает плёнку мездры с сухой шкуры. Проще говоря, скребёт. А потом круговыми движениями разминает. Что очень трудоёмко и долго. Но так её учили.
Шиянова.jpg Галина Шиянова, мастерица, г. Ханты-Мансийск: «Я на бабушку смотрела, она мне давала, что нужно сделать. А потом выросла, начала сама».
Ещё, чтобы шкура стала мягкой, её смазывают. Галина Токчевна делает кашицу из смеси муки и растительного масла. А потом выделка продолжается. Впрочем, удалять мездру можно и по-другому - каменным скребком, вставленным в деревянную рукоятку. Но это требует ещё больше сил.
На одну пару кисов нужно в среднем восемь выделанных шкурок. Их кроят, а потом сшивают друг с другом не нитками, а волокном оленьих сухожилий. Таким образом, Галина Токчевна приодела почти весь Ханты-Мансийск.
Кисы - это традиционная обувь коренных народов, сшитая из лап оленей. Зимние кисы полностью меховые. А есть летний вариант - голенище сделано из кожи, а подошва меховая. В зимних не страшны любые морозы: в них и на охоту, и на рыбалку. А в летних ходят за грибами и ягодами - они прочные и не промокают.
Есть ещё кисы - на повседневность и праздничные. Ненцы, ханты и манси всегда старались сделать узорные аппликации.
Впрочем, коренные народы ничего не делали просто так. Узоры, хоть на кисах, хоть на варежках и чулках - это не только украшение, а целая система знаков вроде письменности. Так, в любом даже самом простом элементе закодирована информация, сообщили ОТРК «Югра».
Отшамова.jpg Ольга Отшамова, мастерица, Центр народных художественных промыслов и ремёсел, г. Ханты-Мансийск: «Орнамент крест - оберег от болезней, его часто используют. А полоска как прямая дорога жизни».
Знания о том, как вязать, что можно, а что нельзя изображать передавались от матери к дочери. Это семейная традиция. Ольга Отшамова взяла в руки спицы уже в 5 лет.
«Моя мама мне рассказывала с детства, что нельзя использовать орнамент лягушки в чулках, например. Это священное животное. Оно только для вещей, которые сделаны для Богов», - вспоминает Ольга Отшамова.
А ещё, у каждой локальной группы ханты и манси есть свои духи-покровители. У Ольги на изделиях часто можно увидеть «амп» - собаку.
«Я из Берёзовского района деревня Теги, на нашей территории священным животным является собака. Она охраняет нашу территорию, и дух-покровитель может воплощаться в собаке», - пояснила Ольга Отшамова.
Очень часто на орнаментах фигурируют следы животных и части тел зверей. «Рога оленя» или «Заячьи ушки». Последний узор охраняет мать и дитя, его часто изображают на детских вещах. Кстати, почти все изделия - яркие и цветные. Таким образом коренные народы, особенно живущие на стойбищах, как бы раскрашивают скучные будни. Даря душе праздник.
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Прямая ссылка на опубликованную работу на сайте сетевых сми