Во многих школах города организовано обучение детей с ограничениями по здоровью. К примеру, в средней общеобразовательной школе №6 имени Н.И. Сирина обучаются 6 детей с расстройством аутистического спектра (РАС) в особом, ресурсном классе. Есть специально оборудованные классы для обучения особенных детей и в средней школе №4.
Когда-то это можно было бы назвать чудом, но сегодня общее образованиедля детей с ограниченными возможностями - норма!
Класс с индивидуальным подходом!
Расстройства аутистического спектра – группа довольно серьезных психических заболеваний, которые, к сожалению, не вылечить. У людей, больных такими недугами, всегда будут проблемы с социальной коммуникацией. Встает вопрос: а как тогда этих детей обучать в школе? И ответ, на самом деле, не так сложен – с особым, индивидуальным и терпеливым подходом. В первом ресурсном классе школы №6 города Ханты-Мансийска, открытом в сентябре 2018 года, именно так и организовано обучение.
- «А», «Е», «Ё». Никита, покажи нам, где буковка «Г»?
- Грибок, - говорит мальчик, показывая на картинку с грибом напротив нужной буквы.
- Да, гриб, а какая буква?
- «Г», - уверенно восклицает Никита, медленно указывая пальчиком в направлении буквы.
Дети ведут себя немного шумно, но сам факт того, что они все же сидят на своих местах, хоть и поворачиваются постоянно из стороны в сторону, впечатляет. Обычно детей с РАС трудно заставить сидеть долго на одном месте и надолго концентрировать внимание, но тут ребята еще и учителя слушают, и послушно повторяют за ним звуки, которые учитель произносит спокойным, но твердым голосом, четко проговаривая каждое слово.
Изначально в класс было зачислено 8 детей с особенностями. Но сейчас в ресурсном классе обучается шестеро. Двое ребят тоже посещают школу, но пока только частично. Постепенно и их будут вводить в класс. Результаты уже имеются, дети потихоньку привыкают к режиму обучения. Одного ребенка уже перевели из ресурсного класса в обычный.
Все педагоги имеют специальную подготовку, но процесс повышения квалификации продолжается, ведь у каждого ребенка свои особенности, которые нужно сначала выявить, а потом постоянно учитывать. И сотрудники должны быть готовы к этому. Помимо обычных учителей в классе работают и специалисты: психолог, логопед, дефектолог. С дефектологом школе очень повезло, ведь он и раньше работал с ребятами, которые обучаются теперь в этом классе.
«В округе наш ресурсный класс пока единственный, но вопрос в скором времени встанет вопрос об открытии еще одного такого класса. Все, кто изъявили желание на 1 сентября, обучаются у нас. Даже была ситуация, когда к нам по просьбе родителей был переведен ребенок из другой школы.
Все учебные программы написаны индивидуально под каждого ребенка. Все зависит от того, кто сколько может освоить. Поэтому у кого-то задания сложнее, у кого-то пока легче», - говорит Светлана Барышникова, заместитель директора школы №6.
Уроки здесь идут не по 40 минут, как в обычном классе, а по 30, плюс 10 минут релаксации в сенсорной комнате или у психолога и логопеда.
На плечи школьного учителя в ресурсном классе ложится огромная ответственность. Но есть человек, который способен облегчить задачу педагога – это тьютор. Он помогает в учебном процессе: кому-то из детей нужно объяснить задание, кого-то проконтролировать, успокоить, помочь в написании и т.д. Тьютор направляет энергию детей в нужное русло, и он всегда рядом.
«Это мой первый опыт, но скажу, что не пожалел об этом. Мне интересно, это огромный жизненный опыт. Эти дети видят мир совсем по-другому, и мы стараемся понять, как они мыслят, за этим очень интересно наблюдать. Сам я – педагог-психолог, но у меня есть специализация по индивидуальному развитию детей. Я с первого дня участвовал в создании ресурсного класса. У всех детей разные особенности, и основная сложность – взаимодействие с ними. В первое время они боялись нас, но постепенно привыкли и теперь подбегают, здороваются с нами, если видят в коридорах школы. У них хоть и есть проблемы с речевым аппаратом, но эмоции они выражают в полной мере. Проблем при общении сейчас нет, больше общаемся при помощи тактильных ощущений. По сути, тьютор - это правая рука педагога: он составляет программу, а я помогаю реализовывать ее и взаимодействовать с детьми», - рассказывает Александр Ширнов, тьютор 1Д класса.
Технологии в помощь
В школе №4 не обучают детей с РАС, но здесь полно ребят с другими недугами. Всего в школе обучается 115 детей с ограниченными возможностями здоровья. Одни имеют тяжелые нарушения речи, у других - задержка физического развития, 13 детей - с нарушением опорно-двигательного аппарата. Есть ребята слабовидящие и слабослышащие, а также дети с интеллектуальными нарушениями. Обучать таких детей в обычном классе было бы невозможно, но нынешние технологии приходят на помощь.
Егор учится в 4Ж классе. Мальчик сидит всегда за первой партой в первом ряду, прямо напротив учительского стола. На уроках парень всегда старается быть активным, хорошо учится и иногда даже проявляет лидерские качества в своем классе. У Егора нарушение моторики и очень плохое зрение. Все движения даются ему с большим трудом, а прочитать текст в учебнике для него становится почти невыполнимой задачей. И если бы не специальный компьютер с функцией увеличения текста, мальчику пришлось бы непросто.
«Егор пришел к нам в 1 классе, со второго полугодия. Первые полгода он занимался отдельно. Присутствовал только на окружающем мире и ИЗО, в общем, на тех уроках, которые не требовали много усилий.
Оборудование сильно облегчило работу. Все, что раньше мы выполняли на бумаге, теперь делаем на компьютере, где есть различные полезные программы, например – электронный учебник. Егору удобно им пользоваться, он поспевает за классом, пусть и выполняет задание в облегченно варианте. Но порой мальчику трудно самому печатать, тогда я помогаю ему.
Для надежного закрепления темы ему нужно несколько раз прочитать текст. Дети помогают ему, работают в паре или подают учебники. Они привыкли к нему, не обращают внимания на его недуги и воспринимают его как здорового ребенка», - говорит Ольга Килина, учитель начальных классов.
Всего в школе оборудованы 5 учебных кабинетов, где установлены системные устройства для детей с различными патологиями.
Помимо этого, в 2017 году были созданы несколько лабораторий для проведения занятий во внеурочное время: лаборатория психолого-педагогического сопровождения; дефектологического; логопедического и лаборатория профориентации.
Всего в школе работают 10 узких специалистов: 3 логопеда, 3 дефектолога, 4 психолога-педагога, и это помимо тьюторов и ассистентов учителей.
«Психолого-педагогическая лаборатория предназначена для помощи и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно здесь мы занимаемся эмоциональной составляющей детей. Занятия в сенсорной комнате направлены на релаксацию. Сначала ребенок выполняет различные задания в светлой зоне, после переходит в темную, где он расслабляется. С каждым специалистом у ребенка по два часа занятий в неделю во внеурочное время», - рассказала Мария Горох, учитель-дефектолог школы №4.
Но, в первую очередь, успех в обучении особенных детей зависит не от каких-либо технологий, а от отношения учителей к ребенку. Дети всегда больше подвержены эмоциям, и они тонко чувствуют, искренен с ним человек или нет. И если ребенок поймет, что его замечают, его ценят и уважают, он сам потянется навстречу, в том числе, и к знаниям!
Название СМИ
"Самарово Ханты-Мансийск"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета