Чистые дороги – дело рук человеческих
А снег идет, а снег идет… В падающих снежинках есть что-то романтичное и даже сказочное. Пушистый белый ковер нежно покрывает замерзшую землю... Красота! А чтобы снег не стал поводом для раздражения, заставляя горожан перешагивать через сугробы, за зиму его вывозят из города сотнями кубометров. При этом люди, для которых расчистка улиц является работой, и днем, и ночью ведут борьбу со снегом.
ДЭП – главный по снегу
Прежде чем подробно переходить к снежной теме, нужно для начала немного рассказать про ДЭП. Муниципальное дорожно-эксплуатационное предприятие действует в Ханты-Мансийске с 1974 года. Все работы, связанные с содержанием дорог, с дорожными знаками, вывозом мусора, ложатся на плечи ДЭП.
Предприятие подразделяется на несколько отдельных участков, каждый из которых выполняет определенные виды работ. Участок №1 занимается расчисткой дорожного полотна и тротуаров, в том числе и от снежной наледи. Второй участок осуществляет вывоз снежных масс; установку дорожных знаков; обслуживание искусственных дорожных неровностей, барьерного ограждения; замену стеклопакетов на автобусных остановках; очистку деформационных швов на эстакаде. В ведении третьего участка - работа, связанная с водной стихией. Это обслуживание ливневой канализации. Четвертый ведет работу по обслуживанию скверов и парковых зон города. Пятый – занимается уборкой и вывозом мусора. В общем, под присмотром МДЭП находится весь город. Но сейчас нас интересуют участки №1 и №2, чья работа непосредственно связана с уборкой снега в городе. Эта работа длится весь зимний сезон: ровно 6 месяцев, начиная с 15 октября.
Сколько времени на уборку?
Андрей Зиберт – машинист-тракторист. Он один из тех, кто управляют снегоуборочной техникой, на которую мы непременно обращаем внимание, когда идем по улице. Машинистом он работает с 2013 года, свою работу любит.
- Работа нравится – стабильный заработок, хороший коллектив и достойное руководство, - говорит наш герой.
Андрей работает на участке №1, который занимается расчисткой дорожного полотна. Рабочий день в дневную смену начинается с 7 утра. Перед началом каждой смены мастер выдает техзадание, определяющее виды работ и улицы, на которых нужно убирать снег.
Кстати, для определения улиц, которые необходимо расчистить в первую очередь, есть целая система. Все улицы Ханты-Мансийска разделяются на 4 категории. В первую входят центральные улицы города с высокой интенсивностью движения автомобилей и людей. Это улицы Мира, Чехова, Объездная, Калинина, Пионерская и другие.
2-я и 3-я категории – улицы с меньшим движением. К четвертой категории относится, в основном, частный сектор дорогами, покрытыми щебенкой.
- В первую очередь, убираем центральные улицы, и уже потом переходим к периферийным дорогам, – поясняет Андрей.
Интенсивность снегоуборочных работ на крайних категориях зависит еще и от того, как часто жители города звонят в ДЭП и оставляют заявки. Так что не лишним будет сделать звонок, если заметили, что на окраинах города скопилось много снега.
А сколько всего по времени занимает уборка улицы? Тут все зависит от объема выпавшего снега, интенсивности осадков и протяженности улицы. Все эти показатели известны заранее, исходя из них и рассчитывается время, отводимое на уборку.
Взять, допустим, улицу Мира. При выпадении большого количества снега ее можно очистить за 4 дня. Если снега не много, хватит и двух дней. От интенсивности выпадения снежных осадков зависит и количество используемой техники.
На сегодня автопарк дорожно-эксплуатационного предприятия состоит из 175 единиц самоходной и прицепной техники. В это число входят: 17 комбинированных дорожных подметально-уборочных машин, 18 минипогрузчиков фронтальных и с различным навесным оборудованием, 20 тракторов, 9 самосвалов, 5 автогрейдеров и такое же количество снегопогрузчиков. Недавно ДЭП приобрел 9 единиц новых спецмашин.
Обычно в сутки может быть задействовано до 60 единиц техники, и это только в одну смену! То есть в сутки на улицы города выходят порядка 120 единиц техники с участков №1 и №2.
Андрей работает на снегопогрузчике. Его задача – скидывать снег, который собрал фронтальный погрузчик, чтобы затем отправить его в самосвал.
К вопросу о том, куда весь убранный снег вывозится. Его утилизируют в снегоплавильне, которая находится на территории ДЭП. Снег подается в ковшах в емкости снегоплавильни и растапливается. Здесь тоже строгое распределение работ – одна бригада скидывает снег на снежный полигон, а уже другая занимается плавлением.
Особо хочется отметить, что в качественной уборке снега заинтересованы не только жителей города, но и сам ДЭП. Предприятие работает по муниципальному контракту, содержащему техническое задание. В нем четко прописано, что работы по зимнему содержанию улично-дорожной сети города должны выполняться в соответствии с ГОСТ. И если, например, вал, образованный вдоль дороги в результате сгребания снега с дорожного покрытия, превысит допустимые нормы, на юридическое лицо, то есть на ДЭП, будет наложен штраф.
Помимо ДЭПа уборкой снега в городе занимаются и жилищные управляющие компании. Они, как правило, обслуживают дворовые территории.
Такой культуры уборки, как в Ханты-Мансийске, нет нигде
Итак, мы разобрались, что уборка снега - это целая система, работающая во взаимодействии всех подразделений предприятия. Теперь поговорим о взаимосвязи человека и техники. Например, водителя и погрузчика.
- В морозы за рулем достаточно комфортно, в кабине не холодно, - пояснил Андрей Зиберт. – А вот в морозы от -36 градусов и ниже нас на линию не выпускают, так как гидравлическая система на технике замерзает.
Может, мороз водителям и не помеха, но сменный график работы явно должен ударить по биологическим часам.
- Мы стараемся днем спать, если ночью работаем, на здоровье смена режима сна не отражается. Главное, 8 часов подряд поспать, и бодрячком!
В разговоре с Андреем мы не смогли обойти и тему обсуждения снегоуборки в городе в социальных сетях. Там всегда находятся жители, недовольные работой коммунальщиков. Об отношении к подчас грубым высказываниям в адрес тех, кто в любую погоду, и днем, и ночью, независимо от настроения делает жизнь хантымансийцев комфортней, мы попросили рассказать нашего собеседника.
- Когда натыкаюсь на критику, конечно, становится обидно. Ведь порой бывают такие ситуации, когда чисто физически не успеваем убирать. Обычно такое бывает во время обильных снегопадов. Хотелось бы понимания и вежливости от жителей города. Мы выполняем свою работу, которая порой, как, наверное, и любая другая, требует жертв, - говорит Андрей Зиберт.
Рассказал он и проблеме парковки автолюбителями своих транспортных средств. Оставленные на пути следования снегоуборочной техники машины очень затрудняют работу. Это сказывается и на времени уборки, и на качестве.
В Ханты-Мансийске Андрей живет относительно недавно – с 2009 года. Приехал он из Ростовской области.
- Город очень нравится, иначе не стал бы переезжать. Иногда бываю в других городах, и могу сказать, что нигде нет такой культуры уборки, как в Ханты-Мансийске, - рассказывает он.
Как рассказал Андрей, выбор профессии был определен еще в детстве:
- Я в деревне рос, никаких перспектив, кроме трактора, не было, учиться было дорого. Но сейчас у меня образование по специальности.
После работы Андрея дома ждет семья – жена и двое детей: сын и дочь. Сын уже взрослый, учится в техникуме на электрика, а дочка ходит в детский сад. Общение с детьми Андрей считает самым важным, а успехами дочери гордится особо:
- Она у нас умница: вокалом занимается, читает стихи.
Что же касается хобби машиниста-тракториста снегоуборочного погрузчика, а это – дача, то к нему он вернется после снежного сезона.
Название СМИ
"Самарово Ханты-Мансийск"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета