Развитие городских СМИ Ханты-Мансийска: ТВ, газета, информационное агентство в современных условиях
МБУ «Городской информационный центр» переживает новый этап в своем развитии, связанный с перестройкой системы работы редакций городских средств массовой информации Ханты-Мансийска: телевидения «Новая студия» (действует с 1998 года), общественно-политической газеты «Самарово-Ханты-Мансийск» (действует с 1998 года), информационного агентства «News-HM.ru» (действует с 2018 года).
Принципы, которые внедряются, это: работа на условиях конвергентной журналистики (объединенная редакция), новые телевизионные форматы в социальных сетях, возможности ТВ эфира в Интернете, расширения аудитории городских СМИ и расширение профессиональных и творческих границ с помощью мультимедиа, интерактивных инструементов.
Как выстроить новую систему взаимодействия друг с другом внутри редакций? Как «почувствовать» свою аудиторию за счет использования интерактивных технологий и существенно расширить ее? Как научиться делать городскую информационную повестку интересной, востребованной и «сочной» в условиях работы муниципальных СМИ, обладающих своей спецификой (учредители СМИ – Администрация и Дума города Ханты-Мансийска). Вопросы, которые решает для себя на данном этапе Городской информационный центр Ханты-Мансийска.
Как было раньше?
Работают редакции трех СМИ, каждая производит собственный информационный контент. Материалы готовятся в разном темпе, газета издается еженедельно, поэтому с момента информационного повода до выхода материала проходит 5-6 дней. Фотоматериалы от фотокорреспондента загружаются в общую базу в лучшем случае к утру следующего дня. Информационные потоки между редакциями не пересекаются, каждая редакция «варится в собственном соку».
Телевидение за счет своей мобильности и большей оперативности владеет кратно большим количеством инфоповодов, но в газету попадает только лишь половина, а то и треть. Газета тяготеет к большим официальным газетным материалом, тяжеловесным – «кирпичам». Визуальная составляющая не является безусловным приоритетом и недооценивается, либо даже игнорируется. Годами отработанный шаблон газеты не меняется, полосы верстаются вне привязки к текстам, графическая модель не отражает принципы современной верстки. Не используется инфографика, не структурируется верстка по принципу «рекламы»: когда текст подается максимально эффективно, делится на блоки, врезы, выносы, четко оформляется заголовочная часть с подзаголовками, лидами и т.д.
Информационное агентство собственных новостей не производит, лента формируется за счет пресс-релизов и официальных материалов с других сайтов. Авторские материалы загружаются на сайт после выхода газеты в свет, теряя свою актуальность.
Позиционирование сайта четко не определено – это сайт Городского информационного центра, либо это сайт ИА в чистом виде. Поэтому сайт не работает ни как ИА, ни как сайт трех городских СМИ. В размещении мультимедийного контента нет никакой системы.
На одно мероприятие выезжает съемочная группа в составе корреспондента и оператора от ТВ и журналиста с фотокорреспондентом от редакции газеты. То есть одно и тоже событие фиксируют по 2 журналиста и по 2 снимающих сотрудника.
Не использовались инструменты продвижения информации: анонсы сюжетов, эфиров, публикаций.
Нет аккаунтов в социальных сетях, за исключением группы в ВК, куда посты выкладываются раз в неделю, в лучшем случае 2-3 раза в неделю. Посты, не адаптированные. Мониторинг просмотров не ведется, инструменты продвижения не задействованы.
Как перестроить систему работы?
Первое, за что взялись – нужно было всему коллективу определиться с новыми смыслами работы всех трех редакций. Мы формируем объединенную редакцию, которая готовит информацию в разных форматах. К каждому формату разные требования, разные временные рамки подготовки, разное оформление.
Работа над разными форматами, в том числе в социальных сетях – это не дополнительная нагрузка, а профпригодность, если ты не можешь это делать, ты профессионально несостоятелен – учись, перестраивайся, спрашивай, ошибайся, но делай! Каждый должен понимать, что и как он делает, в какие сроки сдает по производственной цепочке свою работу: оператор – журналисту, журналист – монтажеру, монтажер – выпускающему в эфир и т.д.
Главная задача для всех – оперативность. На мероприятие выезжает один журналист, оператор и фотокорреспондент (где позволяет само мероприятие, то только оператор, с видео можно будет впоследствии сделать скриншот стопкадра и использовать в качестве фотографии).
Работаем в три этапа. Первый этап: журналист должен сделать пост для соцсетей с мест съемки, либо снять стрим для социальных сетей, либо по приезде в офис выложить анонс сюжета или темы в вечернем эфире. Работая на мероприятии, журналист рассуждает категориями подготовки универсального материала, который будет отвечать требованиям для всех редакций – и ТВ, и газеты, например, возьмет 2-3 лишних комментария, договорится с героем на дополнительное интервью, либо пропишет спикера полнее, не ограничиваясь только брифингом, а задаст ему дополнительные вопросы или попросит эксклюзив и т.д.
Второй этап: готовится информация с события для ленты новостей информационного агентства, параллельно фотокорреспондент заливает в общую базу данных фотоматериалы с мероприятия.
Третий этап: газета «докручивает» тему для публикации, берет дополнительные комментарии, снимает с видео все, что потребуется для газетного материала, собирает дополнительную информацию.
Также журналисты газеты в любой момент готовы отработать запрос от редактора ИА: взять комментарий у оперативных служб, найти нужного эксперта, спикера и т.д. Параллельно фотокорреспондент обрабатывает фотоматериалы и готовит их для верстки.
После подготовки развернутого материала в рамках газетного процесса тему можно снова забрать в ИА уже в аналитические разделы, таким образом тема возвращается на сайт, круг замкнулся.
Отстроить такой круговорот информации – одна из задач для Городского информационного центра сегодня. Эта общая задача, связанная с изменением принципов работы редакций, с современными подходами, обусловленными медиа реальностью, с давлением в хорошем смысле социальных сетей, которые формируют сегодня новый тип социальных новостей. Чтобы сохранять интерес к себе, отвечать требованиям современной аудитории, необходимо работать по-другому.
Газета
Для каждого средства массовой информации определены свои приоритетные задачи. Например, в газете: классические жанры размываются, на первый план выходит оперативность, качество, наличие фактуры, и весь набор визуальных инструментов. Нужно учиться искать в социальных сетях характеристики нового контента – эмоционального, ориентированного на обращение к мировоззрению читателя, и использовать эти принципы в современной журналистике.
Как уже писалось выше – другие принципы верстки. Вся графическая модель построена так, чтобы максимально реализовать завоевать и удержать интерес читателя. Подача фотографий, цепкие эмоциональные заголовки, структуры текстовых блоков – все работает на
Время «сплошного чтения» прошло, сейчас время «чтения выборочного». Читатель уже не вчитывается в каждую фразу на газетной полосе, а останавливает свой взгляд только на том, что его привлекло.
Еще в 1990 году результаты первого исследования Eye¬Track показали, что 80% читателей прежде всего воспринимают общий вид газеты (дизайн) полосы, 75% во вторую очередь рассматривают фото, 56% - заголовки, 29% - подписи к фото и выносы. При этом основное внимание к текстам только у 25%. Грамотный визуальный ряд помогает усвоить сказанное в тексте и рождает новые смыслы.
Телевидение
В ТВ использовать все современные наработки реальной журналистики: обязательные стендапы, проходки, съемки экшн-камерой GoPro. Сегодня городское ТВ Ханты-Мансийска работает над новым оформлением канала, начиная от айдентики канала и заканчивая новым оформлением программ и виртуальной студии. Меняются принципы работы ведущего в студии новостей и в студии программы «Диалог».
Еще одна задача – вещание в прямом эфире в Интернете на ютьюб канале телевидения Ханты-Мансийска с одновременной раздачей в социальных сетях. До конца года все эфиры городское ТВ будет запускать в режиме он-лайн.
Поскольку не до конца ясны перспективы эфирного вещания в цифровом формате для муниципальных телекомпаний, то работа в Интернете – перспективная ниша, которая позволит существенно расширить аудиторию, разнообразить телевизионный контент, подключить весь возможный интерактив, сохранить и развить свой профессиональный уровень.
Информационное агентства News-HM
Для информационного агентства News-HM ближайшие задачи – это актуальная лента новостей не менее 10-15 собственных новостей (перепосты официальных пресс-релизов должны занимать не более 20% новостей). Другой подход к поиску и разработке информационных поводов: эмоциональные новости, экспертные новости, «аналитические» новости.
Работа с сайтом, направленная на устойчивый рост посещаемости.
Сайт – локомотив для всех трех СМИ Ханты-Мансийска. Туда заливается и четко структурируется весь контент – и газетный, и телевизионный. Эфиры всех выпусков программ, отдельно - все информационные сюжеты. Эта мультимедийная составляющая – наше конкурентное преимущество.
О развитии Городского информационного центра могу писать долго. Определены ближайшие задачи. Для их достижения мы ставим срок 1-1,5 года. Примерно полгода уже прошло. Впереди самый интересный и самый сложный этап. Для того, чтобы все получилось, нужна команда единомышленников, нужна готовность меняться и рассуждать только профессиональными критериями, а не культивировать обиды, сопротивляться и находить причины для бездействия. Сегодня команда журналистов городских СМИ меняется, кто-то уходит, кто-то приходит. Это не хорошо и не плохо. Это реальность, в которой живут все редакции. Жизнь, в том числе профессиональная слишком динамична, нужно перестраиваться и встраиваться, и учиться, учиться всегда! Потому что побеждают только профессионалы.
Нина Наскидашвили,
Директор МБУ «Городской информационный центр»
PS:
«Профессиона́л — человек, сделавший определённое занятие (дело) своей профессией; человек, ставший в какой-либо области деятельности высококлассным специалистом».
Википедия
Базовые характеристики профессионала, сформулированные профессором Гарвардского университета Говардом Гарднером и президентом Фонда Карнеги по улучшению преподавания Ли Шульманом:
• Приверженность интересам потребителей и общества в целом.
• Наличие необходимых теоретических знаний.
• Владение необходимыми для данной профессии навыками и приемами.
• Умение формулировать целостные суждения в условиях этической неопределенности.
• Системный подход к обучению.
• Своевременная оплата своего труда.
• Участие в развитии профессионального сообщества, отвечающего за качество практики и образования в конкретной профессиональной области.
Место работы
Муниципальное бюджетное учреждение "Городской информационный центр"
Название СМИ
Телевидение Ханты-Мансийска "Новая студия", Газета "Самарово-Ханты-Мансийск", Информационное агентство "News-HM"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета