С 19 по 21 июня в Ханты-Мансийске в Окружном Доме народного творчества прошла летняя сессия Школы мастеров по изготовлению и обучению игре на музыкальных инструментах обско-угорских народов.
Участниками стали преподаватели школ искусств, сотрудники музеев из городов Пыть-Яха, Югорска, Ханты-Мансийска и д. Русскинская Сургутского района.
В первый день с обзорной лекцией о традиционных музыкальных инструментах выступила Наталья Фёдорова, заведующая отделом наследия художника Г.С. Райшева филиала «Галерея-мастерская художника Г.С. Райшева». Она рассказала о традиционных и о современных музыкальных инструментах обско-угорских народов, чем они отличаются друг от друга, как звучат. Наталья Николаевна отметила, что необходимо сохранить традиционные музыкальные инструменты и учить молодых мастеров делать их так, как это делали наши предки.
Кроме того, участники под руководством мастера Анатолия Вадичупова изучали процесс изготовления музыкальных инструментов, таких как санквылтап, нарасъюх. Алексей Рещиков обучал игре на этих инструментах. Мария Кузьминична Волдина провела занятия «Хантыйские детские музыкальные инструменты». В гости к ней приходили дети из детских пришкольных лагерей Ханты-Мансийска. Они с интересом слушали её, задавали вопросы, пробовали извлечь звуки из разных предметов.
По словам заведующей отделом национальных культур Дома народного творчестваСветланы Нестеровой, деятельность, связанная с сохранением музыкальной культуры обско-угорских народов, началась ещё в 1995 году. В 2001 году были организованы первые окружные курсы по изготовлению и обучению игре на музыкальных инструментах народов ханты и манси. Первым руководителем этих курсов был Дмитрий Георгиевич Агеев. С 2010 года курсы стали проводиться один раз в два года, и сейчас они проводятся постоянно.
Организаторы летней сессии Школы мастеров: Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Окружной Дом народного творчества.
Фаина Комтина, отдел национальной культуры д. Русскинская:
— Семинар для меня был полезным и нужным. Лекция, которую нам прочитала Н. Фёдорова, была познавательной. Я раньше не интересовалась историей возникновения музыкальных инструментов. Не знала о том, что по форме нарӑсъюх похож и на идола, и на лодку, а звук сливался с природным.
Делать музыкальные инструменты, это работа скорее для мужчин, а для женщин ближе игра на этих инструментах. Я умею играть на нарасъюхе. И ещё хотела бы научиться игре на музыкальных инструментах, тех на которых я не умею, например на«журавле» (тор сапӑӆ юхе). У нас в музее есть такой же старинный инструмент, правда он по размерам больше. Это будет полезно и для моей работы. Для того, чтобы учить этому детей, которые приходят к нам в музей на занятия.
Людмила Волкова (Вынгилева), индивидуальный предприниматель г. Югорск:
— Я немножко играю на музыкальном инструменте, у меня начальные навыки, поэтому очень сильно захотелось попасть на этот семинар, чтобы научиться играть. Я занимаюсь на секции «Обучение игре на музыкальных инструментах саӊквылтап, нарӑсъюх, тор сапӑӆ юх»,которую ведёт Алексей Рещиков. Он показал нам технику игры на инструменте, нарисовал схематично, как надо играть, на саӊквылтапе обучал «щипковой» технике. В дальнейшем хочу приобрести для себя инструмент у Анатолия Вадичупова и научиться хорошо играть.
Надежда Вах
Название СМИ
газета "Ханты ясанг"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета