Юрий Викторович Балашов работает преподавателем математики уже 42-й год. Начал свою трудовую деятельность в 1977 году в с. Теги Берёзовского района, с 1981 года работает в Ванзеватской средней школе Белоярского района, сначала был учителем физики и математики, сейчас преподаёт только математику.
Юрий Викторович окончил Одесский университет механико-математический факультет. Был соискателем при Омском педагогическом университете, в 2011 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук в Москве. Тема его диссертации – «Организация процесса обучения математики в национальных школах Ханты-Мансийского автономного округа с учётом их этнопсихологических особенностей», исследования проводились в 5-6 классах. По его словам, в настоящее время система воспитательной работы и подхода к учебно-воспитательной работе меняется от того, что было раньше: «Если сравнивать тех учеников, которые учились раньше и тех, кто обучается сейчас, разница есть большая. Мы были более патриотичны. Я думаю, что вернутся те времена, и работа будет строиться на каких-то вечных ценностях, таких как любовь к своей родной земле, ответственность, жить в согласии с природой, взаимопомощь. Сейчас, к сожалению, этого нет. Сейчас люди обособлены. Тогда был социализм, сейчас – капитализм. При капитализме основная задача – купи-продай и, прежде всего, заботиться только о себе. Все такие нравственные ценности, как забота о ближнем, взаимовыручка, помощь и т.д., это, к сожалению, отсутствует. Мы стараемся совмещать эти традиции. Я, как учитель с тех времён, стараюсь привносить эти положительные качества в воспитании учащихся».
Как говорит преподаватель с большим стажем, поменялась и система подхода, оценивания учеников. Единый государственный экзамен, всероссийские проверочные работы он относит к разряду работ, которые не выявляют уровень знаний ученика. «Это чисто поверхностное оценивание. Мы столкнулись с такой практикой, когда решали ВПР, за два часа до их решения варианты были уже в интернете. Т.е. ученик мог ознакомиться с ответами заранее. Раньше был строгий учёт. Например, раньше на олимпиады ученики выезжали в город, все проходило в торжественной форме, им вручали дипломы. Сейчас это просто обычное явление, сели у компьютера, сделали, на почту выслали диплом, т.е. престижность самого образования очень нивелирована. Но зато сейчас дети более информированы. Я считаю правильным закон, чтобы запретить в школе использовать смартфоны. Нынешний ученик проигрывает тем ученикам, что были ранее, те были читающие. Сейчас вся система подстраивается под ученика, чтобы облегчить его учебный труд. Это неверная точка зрения, потому что только через преодоление трудностей можно достигать хороших результатов. Они сейчас не дежурят, а раньше был отчёт, дежурство, линейки», – говорит Юрий Викторович.
Также он не одобряет огромное количество «решебников» в интернете, которыми пользуются учащиеся дома, а на самостоятельных работах они сталкиваются с трудностями. «Я не наблюдаю здесь такого явления, это, скорее всего, происходит в больших школах. У нас дети сами делают уроки, стараются, это видно, я тетради проверяю каждый день. Нашим детям повезло, ведь здесь учителя ещё применяют те старые формы и методы с учащимися, они являются продуктивными и важными, как воспитание личности через трудности. Важно доброжелательное отношение и сотрудничество, чтобы учитель был таким же участником процесса, как и ученик», – отметил Ю.В. Балашов.
Он считает, что необходимо учитывать этнопсихологические особенности этих детей, это определённая скованность, мыслительные процессы не очень быстрые: «Это все пришло ко мне в процессе работы, сначала я не понимал, подход должен быть совершенно другой. Абстрактное мышление у наших детей отличается от других детей, у них более развито наглядно-образное мышление. Математика строится на гипотетических вещах, здесь присутствует многовариантный исход события. А в жизни коренных народов это не приветствовалось, потому что выбирался только самый лучший выход, один единственный. Вот почему у них возникают сложности при начертании чертежей, потому что здесь выбор определённого ракурса, дети связывают себя непосредственно с той точки зрения, где они находятся. Они видят объект только так. В связи с этим бывают ошибки».
Юрий Викторович в своей работе применяет много местного материала, например, сюжеты для задач берет из практики. Например, поймали столько-то рыбы, две третьих окуни, сколько другой рыбы? Благодаря различным подходам работы, дети вполне конкурентоспособны с детьми из других школ. К примеру, в сентябре при написании входной контрольной работы из трёх человек – две «пятёрки» и одна «четвёрка». Юрий Викторович готовит детей к единому государственному экзамену, и к базовому, и к профильному. Дети сдают экзамены хорошо. А это показывает высокий уровень их знаний.
Юрий Викторович с супругой Софьей Романовной воспитали троих детей: Елена, Александр и Ольга. Все они живут в г. Белоярском. У них шесть внуков. Летом приезжают к бабушке с дедушкой в деревню. Софья Романовна с этого учебного года ушла на заслуженный отдых, а Юрий Викторович пока работает, но в скором будущем планирует также уйти на пенсию. Он увлекается рыбалкой, но самым важным увлечением считает чтение литературы. Говорит, что с возрастом меняются взгляды и отношение к природе. Считает, что лишнего от природы не надо брать, к примеру, раньше люди добывали столько рыбы или дичи, сколько требовалось для того, чтобы прокормить семью, лишнего не брали никогда. Поэтому желает, чтобы люди стали лучше и добрее и относились очень хорошо к природе.