В год 50-летия с момента основания Когалыма мы рассказываем о людях, которые причастны к тем или иным событиям в определенные промежутки времени. Мы в гостях у Вячеслава Васильевича Черемисина, хранителя музея истории науки и техники Сургутского региона, Свердловской железной дороги.
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Анна Тюгаева: В год 50-летия с момента основания Когалыма мы символично рассказываем о людях, которые причастны к тем или иным событиям в определенные промежутки времени. Поэтому сегодня программа «Мнение эксперта» проходит в очень интересном месте, а именно в Музее истории науки и техники Сургутского региона, Свердловской железной дороги. И сегодня мы в гостях у Вячеслава Васильевича Черемисина, хранителя музея. Вячеслав Васильевич, здравствуйте.
Вячеслав Черемисин: Добрый день. Добрый день. Очень приятно, что меня увидят жители города такого прекрасного, я считаю одного из лучших городов и жемчужиной Югры как город Когалым.
Анна Тюгаева: Вячеслав Васильевич, расскажите, пожалуйста, какое отношение вы имеете к железной дороге и почему сейчас мы находимся у вас в гостях в музее?
Вячеслав Черемисин: Я всю жизнь проработал на железной дороге, начиная техникум, потом уже линейная работа. Прошел путь от помощника составителя поездов до заместителя начальника отделения дороги по кадрам и социальным вопросам. И выйдя на пенсию, мне предложили возглавить это предприятие, подразделение как музей истории науки и техники. Вы знаете, чем больше работаешь, тем интереснее и интереснее, тем открываешь для себя и для других. Очень очень много нового. Обычно этот материал не прочитаешь, потому что это надо перебирать. Очень много изданий, газет. А когда у тебя все это собрано, и ты выдаешь, и дети, и взрослые ко мне приходят и дети, и взрослые с семьями. И когда им все это рассказываешь об этом спрашивают Ну что, что то узнать? Слушайте, мы даже не догадывались об этом. Ну, всю жизнь начинал. Когда то закончил Петрозаводский техникум, переехал работать на Украину на юго западную дорогу. Знал вживую начальника дороги Знамя знаменитого человека Петр Федорович Кривонос Герой Соцтруда, один из 4/1 героев промышленников, Будем так говорить. Потом уехал на север в Сургут, МиГи. Он Ноябрьск. Два. Тогда надо станция. И потом приехал в Сургут. И так Сургут с 99 года. Сейчас работа по настоящее время.
Анна Тюгаева: Вячеслав Васильевич, вы действительно, как мы понимаем, очень много знаете о железной дороге. А что вы знаете о железной дороге города Когалыма?
Вячеслав Черемисин: Вы знаете, очень интересно. Когда то я встречался, два было брата Владимира и Виктор Яковлева, который, учась, учились в Харьковском институте инженеров, транспорта и в стройотряде, были прокладывали просеку, прокладывали просто Когалым, Ноябрьск. И даже был эпизод, когда они принимали участие в тушении пожара. Да да да, в тайге. Ну, рядом с Когалыма все прочее. Ну, конечно, интересные люди, интересные события, что самое интересное, что они после стройотряды нашли белочку, приручили из этой белочку уехали на Украину. Потом, к сожалению, Белочка почувствовала свободу уже на Украине от них сбежала. Но сам факт сам факт, что вот такой такое событие для лесного зверька уже, ну, не совсем ребеночка, но вот было приключение. Это, конечно, интересно было, они этим гордились.
Анна Тюгаева: Да, я думаю, за вашу жизнь было достаточно много историй, которыми вы можете с нами поделиться непосредственно, что еще интересного вы можете нам рассказать? Да, хотелось бы услышать.
Вячеслав Черемисин: Вы знаете, когда я пришел работать в Сургут, ну, очень на Сургут к отделения восемь шесть году, вообще я до этого должен был попасть на Чернобыльскую АЭС. Ну так Бог отвел. Я поехал на север, хотя мне предлагали быть начальником транспортного цеха строящейся АЭС. Такие сумасшедшие деньги. Оклад 250 Квартальные. Три оклада. И в то время это, конечно, очень были большие деньги. Ну, чего то решили, что надо на север ехать. Так я оказался сургутского отделения. И вот когда работал дежурным по станции разные мероприятия, связанные коллективный договор, разные профсоюзной отчеты. И вот мне показали начальника вокзала Когалым Голубцова Людмила Михайловна, это уже была легенда, это уже была личность, которая была известна не только в пределах Сургутского отделения дороги Свердловской железной дороги. Она запросто могла разговаривать. Начальник отделения с начальником дороги был тогда Колесников Борис Иванович, и, так сказать, ее очень очень уважали. Это было первое впечатление. Потом, потом я, будучи уже начальником станции Б, я приехал в Когалым на школу передового опыта. И что меня поразило? Что меня поразило? Я все таки мужик, начальник станции, она начальник вокзала, а был начальник станции Дружба Виктор Михайлович. И что меня поразило? Привокзальная площадь вычищены от снега. Та стоянка, которая за забором вычищено от снега, это все так по хозяйски все сделано красиво, ничего лишнего. Прошли по вокзалу, все покрашено, все очень так великолепно было. И я говорю Виктор Михайловичу уже ныне ушел в мир иной. Михайлович, ты как это все делать? А это у меня Людмила заниматься. Это было как бы в порядке вещей. Меня тогда удивило, потом, уже будучи начальником станции, этим вопросом занимался, я сам искал Трактора все. Ну, в то время так было как бы в порядке вещей, потому что у нас техники не было, а хотелось, чтобы был порядок, особенно в зимнее время. Ну и, конечно, прошлись по станции. Все было подготовлено и стрелочник перевода, и путей. Все очищены служебные проходы, все знаки устройства очищена. Ну, когда все сделано, конечно, было интересно. Есть что посмотреть. Вот взять опыт. Ну, естественно, провели занятия. И еще что меня удивило, удивило вот эти прибалтийские домики рядом со станцией. Вот этот поселок прибалтийский, так называемая, не знаю, как она называлась, правильно, но мы называли это баня, которая была у вас в поселке. И нам так было интересно. Посещение не то, что мы хотели там искупаться, там попариться, просто интересно было, как сказать, взгляд на сооружения прибалтийских мастеров вот в этом плане. Потом мы с Людмилой Михайловной попали вместе, уж потом сдружились, попали вместе на съезд железнодорожников, который был далеко, по моему, 60 РЭУ, чтобы не обмануть где то, наверное, 91-й 92 й год, она вместе. Ну, там уже были друзья.
Анна Тюгаева: А вот вы сказали за школу передового опыта. А что это за школа?
Вячеслав Черемисин: Вы знаете, раз в год выбирается станция на Сургутского отделения дороги, и все начальники станции съезжаются, смотрят, как оценивают работу и сравнивают себя. Вот. А как у нас? А как то как это? То есть как бы для себя тоже делаешь выводы, что хорошего есть.
Анна Тюгаева: Что можно привнести?
Вячеслав Черемисин: Конечно, конечно, конечно, это так кажется. Но это же не просто школа к ней готовится, готовятся пути особисты, особенно беженцы. Это и показ документации, и проездной, и техническая документация. Как ведется учеба, как ведется заполнение документов? И многие многие такие факторы, что, ну, даже элементарный вопрос есть такой тип движения, как когда движение поездов при всех средствах связи. То есть вообще ничего нету. А если остановлен регламент в инструкции по движению, как надо действовать? Есть образцы заполнения документов, есть примеры знания исполнителей, когда заходит человек 10, 15 дежурному по станции. И вот когда нету движения поезда, задают вопрос и дежурный по станции. Вы знаете, волнение сразу чувствуется. Даже тот человек, который знать немножко начинает как бы путаться, да? Ну, это мы все понимаем, но это должно быть, и исполнители должны понимать, и руководители должны понимать линейных станций, и руководитель отдела перевозок, потому что там выезжал весь инженерный состав на эти школы передового опыта. Подводили итоги, определяли, так сказать, выступления были, что хорошо, что плохо тоже оно было надо делать.
Анна Тюгаева: А вы вот говорите, были. А сейчас эти школы передового опыта, они.
Вячеслав Черемисин: Есть, но я в них не участвую, к сожалению, я на другой работе. Хотелось бы, конечно, поучаствовать. Я бы поучаствовал в отчете ревизоров. Движение сейчас дирекции работ из дорожных станций, потому что я по ту школу прошел.
Анна Тюгаева: Но вот вы говорите, что с Голубцова, Людмила Михайловна, в принципе, достаточно хорошо сдружилась.
Вячеслав Черемисин: Хорошо, да, великолепно. Она был такой светлый человек. Я никогда не видел, как бы сказать, негативно настроены. Она всегда была положительно настроена. Вот я знаю сына Эдуарда Николаевича тогда назвала ее Эдик. Я его помню школьником, Конечно, неудобно ему ему говорить. Эдуард Николаевич, я помню, ты был школьником, но мне так приятно на него смотреть. Представление, когда с мальчика школьного возраста вырастает и, будем говорить, солидный руководитель и личность. В общем, мне он нравится, скажу откровенно. Я и жену его знаю, и внучку. Вот, надеюсь, мы сделаем эшелон победы, я их тоже приглашу, Мы с ними уже общались на эту тему. В этом году это будет, наверное, где то начало третьей декады мая месяца. Вот у нас такие планы.
Анна Тюгаева: Отличные планы. Я думаю, что они как раз реализуются.
Вячеслав Черемисин: Вы знаете, мне в Когалыме нравится вот эта вот обстановка, когда люди ходят, смотрят, интересуются. Вот когда ты видишь заинтересованность, приятно работать, Тем более, что я, как говорил, служил в артиллерии, я знаю артиллерийские системы, знаю, так сказать, рабочие моменты по танкам, по катюши и прочее, прочее. Моменты, когда не просто читаешь с бумажки, когда ты это все проходил, знаешь, легко рассказывать и объяснять.
Анна Тюгаева: Но и рассказывать, наверное, тоже интересно, потому что вы же делитесь не только опытом, но и частичкой собственной истории.
Вячеслав Черемисин: Ну, я, может, так не умею красиво изъясняться, но вообще что много рассказать? Вообще, если брать исторически, вот прежде чем закрутить на отделение дороги, я всегда привожу пример, то у меня бывает. САЛМАНОВ Знаете, Фарман Курбан оглы Салманов. Кто знает то не знает. А я говорю вы знаете, что он причастен к железной дороге, как причастен геолог? Вроде да? Во первых, то, что он нашел нефть, это раз. Второе в 1962 году на партийной конференции Салманов сказал без строительства железной дороги на север Тюменская область. Мы не сможем полностью освоить богатства нефти и газа, которые мы здесь нашли. И Салманов попросил эти это предложение записать в резолюцию партийной конференции. Во первых, если бы не Салманов, то бы даже и партийный руководитель побоялись бы это предложить. Ну, Салманов уже был тогда личность и на слуху, поэтому никто не возразил. Включили в резолюцию конференции, и потом пошло задание на проектирование. Новосибирский институт спросил про Транснефть его проектирование. И я хочу сказать, что на ходу это дело было. И как то была встреча с бывшим первым секретарем Тюменского обкома партии Богами Геннадий Павловичем, он уже был на пенсии, нам рассказывал. Вот до Тобольска там уже все деда есть, все там про Кировский район очертили. А от Тобольска до Сургута еще трасса не была проложена. Мне дали карту линейку. Я начертил прямую линию от Тобольска до Сургута. Строители взяли за голову и город Геннадий Павлович, Мы это дело вообще лет на 10, на стройке. Почему? Потому что болото. И тогда решили идти уже трассой по наиболее возвышенным местам. Поэтому идет не совсем прямая линия, а линия, так сказать, уходит в сторону. Потому что чтобы наименьший было строительство тяжелых работ, это болота и топи, все остальное и удешевление строительства, и сроки быстрее. Вообще по срокам мы, конечно, задержались. Мы В705М году, пять августа железная дорога дошла до Сургута как раз одновременно открыли мост и первый поезд. Сначала был литейный поезд, тепловоз, т2, потом тепловоз Т-3 272, который стоит у нас на постаменте, и у нас живой человек. КУРАНОВ Рафик Александрович, который был в качестве помощника на этом Локомотиве, а машинист был Щербаков Вячеслав Дмитриевич. Они друг с другом работали еще ранее на стройках, на транспортном строительстве. То есть они друг друга знали и как надежную бригаду их выбрали. И вот они провели первый поезд.
Анна Тюгаева: А вот как раз в 1975 году из искателей того же новосибирского проектного статута, они же изучают территорию, где сейчас они изучали большую территорию. И на одном из этих участков как раз сейчас расположен город Когалым, что для нас очень значимо железная дорога Сургут, Новый Уренгой. Как считаете, какое она дала развитие, то есть каким то городам Нефтегаз, добывающие отрасли? Вот ваше мнение на этот счет?
Вячеслав Черемисин: Это не только мое мнение. Значит, я не помню фамилию одного американского эксперта. Он сказал, что открытия месторождения Западной Сибири это огромная веха для СССР, потому что действительно такой массовой добычи нефти и газа, как в нашем регионе, на севере Тюменской области ранее не было нигде были, но многие месторождения были ужесточились и. А здесь у нас как раз вот это все новое, я должен сказать интересно. Первое. Предварительно железная дорога должна была идти на Новый Уренгой, но В605М году открыли Самотлор в Нижневартовске, потом его свалившейся Самотлор. Там примерно где то 15% было земли, так, грубо говоря. А все 85 болота, болота, болота. Поэтому туда так быстро освоить месторождение очень было тяжеловато. Но, тем не менее, в 37-м году и дальше начали развивать. И слава богу, Самотлор себя оправдал. И вот сначала открыли первый поезд в Нижневартовск. Пришел В706М году 75 м в Сургут. АВ706М уже в Нижневартовск. Потом начали уже параллельно начали вести дорогу Сутягина в сторону Когалым. И не просто там сам город Когалым, вообще весь север Тюменской области. Вот если взять даже станции, есть поселок железнодорожник маленький, но есть станция Юность Комсомольское был поселок Тур ТАСС, который ранее был леспромхоз. Сейчас поселок именно станция Юность Комсомольская, кстати, Юность Комсомольская. Очень интересная история. Борис Полевой. Он был главный редактор журнала Юность. И было станция, была станция ТАСС ему. Нет, давайте мы все таки. А там работал Комсомольскому, молодежная бригада, Давайте юность. Пришли, так сказать, присылают название Министерство путей сообщения. Там там есть такая уже станция Юность. На сети А нельзя, это было две станции одинаковых. И Борис Полевой своей рукой прямо там пишет Юность Комсомольская. Ну, учитывая, что это был Борис Полевой, с вот этими вручную надписью все приняли, так она стала юность Комсомольская. Вот так вот образовался поселок станция Демьяненко поселок. Не было поселка, поселок. Станция, поселок, станция Кутепов, поселок Нефтеюганск, город без железной дороги, да. Ну, станция Путь, Город путях, железная дорога, Сургут. Вот я за Сургут, 59 год. 6032 человека, АВ605М уже статус города. Вот насколько это дало развитие? Идем дальше. В сторону Нижневартовска. Ланге пас город. Он город Нижневартовск, Нижневартовск был поселок. Кстати, по Нижневартовск тоже интересное. Спрашиваю Нижневартовск, где город начинался? Ну как? Вот где сейчас стоит? Нет, начинался на левом берегу, а сейчас город на правом берегу как то тут. То есть не все даже знают свою городскую историю по Когалым. Я уже говорю это жемчужина нашей Югры. И всегда, когда мы приезжаем в Когалым, всегда ездим по городу в храме были, смотрели ваш парк, когда, когда только открыли, хотели бы посмотреть. Еще мечтаю ваш океанариум. Ну, у меня внуки ездили, были в восторге. Значит, дальше идем. Вот как раз станция расположен, будем так говорить. Вот смотрите, Сургут следующий Когалым, следующий Нижневартовск. Кстати, по Когалым они же кусками строили железную дорогу от мыса Строителей, от Когалым из Ноябрьск, то роль навстречу друг другу. И когда поезд пришел до Когалыма, ну, рабочий поезд еще тогда не было пассажирскую рабочим поездами. И один из пассажиров очень амбициозный, обвинил работников отделения временно эксплуатации. Почему дальше рельсы идут? Он говорит Ну, пройди дальше. И он не поленился, пошел, пошел, пошел раз где то километр через два, видимо, пути нету. Идут работ. Грустно пришел. Да, я убедился то я думал, что вы тут не хотите поезда дальше пускать. Вот такие обстоятельства.
Анна Тюгаева: Скажите, пожалуйста, как давно вы были в Когалыме, когда были последний раз?
Вячеслав Черемисин: Последний раз я был В21023М году на эшелоне победы. Вот я рассказал, мне очень понравился отношение горожан к этому историческому.
Анна Тюгаева: А вот вы говорите из музея, а вы бывали в нашем музее музейно выставочном?
Вячеслав Черемисин: Докладываю. Я не просто бывал, я участвовал и установлении. Приехала группа захватчиков с этого основания этого исторического музея музейного комплекса, который передали нефтяники городу, и у них такие идеи зародились, и мы сразу их с товарищами нашими ковали, будем так говорить, помогли приобрести вагон, который сегодня стоит в этом музейном комплексе. Часть верхнего строения пути, который у них со стороны улицы есть. Я считаю, это очень отличная, так сказать, идея, которая даже у нас на железной дороге не везде применяется. Вот такой комплекс, насколько я знаю, пока я не видел нигде, хотя был в определенных музеях в Екатеринбурге, в Центральном музее. Все остальное. Ну и, конечно, мы помогали собирать материалы и все остальное. Поэтому я горжусь, что я участвовал в становлении этого музейного комплекса.
Анна Тюгаева: А у нас еще в музейном комплексе есть серебряный костыль, который был подарен именно в момент запуска железной дороги. Что вы все знаете? Что это такое? Серебряный костыль об этом говорят. Но понять, что это за атрибут, для чего?
Вячеслав Черемисин: Это символичный костыль. Первый серебряный костыль был забит на станции Юность, комсомольско переименованной с Тур ТАСС одним из Комсомольскую самим Борисом Полевым. Но ребята уже забили два третий костыль. Он, правда, не сразу попал, но он уже был в годах. Вы меня извините, да, но все таки несколько раз попал и все. Вот то, что это символическое, символическое, что такое серебряный костыль, Это открытие станции, это открытие участка. И, по сути дела, это раритет, который будет. Чем больше он будет лежать, тем больше его будет ценность, потому что другого стиля уже не будет, только этот будет.
Анна Тюгаева: Ну, то есть они дарится именно символически, как память.
Вячеслав Черемисин: Да да, да, да. В честь этого события открытие участка станции.
Анна Тюгаева: А я знаю, я слышала, давайте об этом тоже немножко поговорим. Что вы планируете все таки приехать в город Когалым и собрать бывших железнодорожников как то собраться? Возможно ли, что в этом году мы можем ждать вас у себя в гости именно с тем, что вы сейчас?
Вячеслав Черемисин: Есть такая мысль? Да, есть такая мысль, беру на себя обязательство, да? И было бы хорошо, пользуясь случаем, может, администрация услышит телевизионщики помогут, чтобы как то в этот юбилейный год юбилейный праздник как то увидели и тех ветеранов железнодорожников. Потому что так будем говорить. Вот я сказал, что железная дорога преобразилась север Тюменской области. И город Когалым начинался со станции не просто так. И у нас был начальник станции Ноябрьска Дьяченко Геннадий Николаевич. И когда его в горкоме партии спросил Геннадий Николаевич, ну что у нас самое главное? Он сказал Железная дорога железной дорогой, ничего бы не было. Самое главное это полезные ископаемые, которые нашли и благодаря для того, чтобы эти полезные ископаемые работали на страну. И пришли железнодорожники, и строители, и нефтяники, газовики, все пришли. Но главное главное это дать черно золото стране.
Анна Тюгаева: Вячеслав Васильевич, большое спасибо за интересную беседу, за то, что пригласили нас в гости. Так много рассказали о важных очень таких исторических моментов. Про Когалым, я думаю, всем будет интересно на это посмотреть.
Вячеслав Черемисин: Это вам спасибо, что вы решили к нам заехать, чтобы освещаете эту историческую тему. Конечно, жду приглашения на юбилей города.
Анна Тюгаева: Обязательно.
Вячеслав Черемисин: Повстречаться с людьми, с ветеранами. И не только с внедорожником нефтяниками всеми остальными. Приятно смотреть в глаза тем людям, которые на своих плечах сделали город.
Анна Тюгаева: А это было мнение эксперта и я, его ведущая Анна Чугуева. Всего доброго, До свидания.