Нам СЛОЧНО нужен РОГОПЕД
Ольга СТУПАК
На прошлой неделе перед сном я читала своим детям книгу Андрея Усачева «Малуся и рогопед». В ней присутствует игра слов, например, жаболел – значит, превратился в жабу, дикие Вовки – дикие волки и так далее. После прочтения произведения, я заметила положительную динамику в речи старшей дочери. Она стала следить за произношением. А я решила побеседовать о том, как «разговорить» ребенка с логопедом Урайского комплексного центра социального обслуживания населения Фариде Урасимовой.
– По данным мировой статистики, детей с нарушением речи становится все больше. Как вы думаете, с чем это связано?
– Причины могут быть разные – от социальной запущенности до генетической предрасположенности. К речевым патологиям могут приводить хронические заболевания у мамы. Все пагубные привычки родителей приводят к ненормальному протеканию беременности, к сложным родам и, как следствие, у ребенка возникают не только речевые патологии, но и интеллектуальные. Нарушение экологической обстановки – еще один фактор, влияющий на развитие детей. Все эти факторы говорят об ослаблении здоровья людей в целом, поэтому сегодня так часто можно услышать и о задержках речевого развития.
– Может ли неправильно воспитание негативно сказаться на формировании речи?
– Конечно. Если в семье не обращают внимания на то, что ребенок неправильно говорит или произносит звуки, то детское развитие нарушается, страдает в первую очередь артикуляционный аппарат. Также важным моментом является правильное произношение слов каждым членом семьи, ведь ребенок как губка впитывает всю информацию в первую очередь именно от мамы и папы.
– Когда родителям стоит начинать беспокоиться по поводу речи?
– Развитие ребенка должно находиться на контроле врачей. Именно с этой целью и проходят медосмотры. В первый и третий годы жизни обязательным является посещение невролога. И если специалист выявляет отставание от сверстников в речевом развитии, он обращает внимание родителей на то, что нужно эту проблему исправлять. В этот промежуток времени, с года до трех, каждая мама должна самостоятельно помогать ребенку стимулировать речевую активность. Например, заниматься развитием мелкой моторики. Но если все же в три года невролог поставит диагноз «задержка речевого развития», необходимо обращаться к логопеду. Если же ребенок спокойно определяет цвета, формы, соотносит название предметов, то беспокоиться родителям не стоит. Им нужно дальше активно поддерживать речевое развитие малыша.
– Проблемы с речью может решить только логопед? Или можно самостоятельно помочь ребенку преодолеть речевой барьер?
– Самый лучший логопед – это мама. У детей в возрасте трех лет с ней очень тесная биологическая связь. И посторонняя женщина логопед может нарушить мировосприятие маленького человека. Специалисту иногда труднее наладить контакт с малышом, нежели родной маме. И за период налаживания взаимодействия с ребенком можно потерять время, которое так ценно при правильном формировании речевого аппарата. Работая во взаимосвязи с логопедом, можно гораздо легче и быстрее выйти из диагноза «задержка речевого развития».
– По каким признакам родители могут определить, что у ребенка те или иные проблемы с речью и требуется помощь специалиста?
– Существуют речевые нормы, типичные для каждой возрастной группы. И если родители замечают, что ребенок отстает от стандартов, следует обратиться к специалистам. Определить эти проблемы можно при помощи игротерапии: во время домашних занятий или игр с ребенком. Также важно учитывать и интеллектуальное, и психологическое развитие малыша. Например, мама всегда замечает, что при обращении к ребенку он не улавливает тех слов, которые она произносит, либо не понимает их. Здесь уже, возможно, потребуется помощь дефектолога. Также необходимо иметь в виду, что нарушения речевого развития бывают разными: легкой степени или тяжелой. С первыми – может справиться мама. При тяжелых формах задержки многие специалисты прибегают к работе с логопедическим инструментарием – логомассажу.
– В каком возрасте речевые нарушения лучше поддаются коррекции?
– Легче всего работать с детьми четырех-пяти лет. В этом возрасте они достаточно малы, чтобы легко исправить звуки, но и достаточно большие, чтобы владеть своим языком. Ребенок должен уметь найти верное положение для языка, чтобы получить правильный звук. Чем старше ребенок, тем сильнее у него вырабатывается привычка неправильно говорить, и тем сложнее логопеду исправить произношение. Но конкретного возраста, после которого исправить речь уже нельзя, нет. Главное – отсутствие сопутствующих заболеваний и осложняющих факторов, таких, например, как патология строения артикуляционного аппарата. Работа логопеда направлена не только на постановку правильного произношения, но и на интеллектуальное развитие ребенка.
– Что посоветуете родителям, которые решили самостоятельно заниматься развитием речи ребенка?
– Во-первых, подойти к этой проблеме с научной точки зрения и познакомиться с методиками речевого развития, а также способами преодоления разговорного барьера. Во-вторых, обязательно обратиться за консультацией к логопеду, который подскажет правильный путь коррекции.
Название СМИ
Общественно-политическая газета "Знамя"
Полнотекстовая расшифровка радиосюжета
Изображение - иллюстрация работы